Глава 3. Как медитировать?
Первым условием правильной медитации является соответствующий умственный настрой, особенно, как я уже сказал, настрой на слушание.
Большинство людей слушает редко. Они глухи к симфонии звуков окружающего их мира и к другим людям, потому что больше любят говорить сами, а к совести они относятся как какому-то дефекту, который необходимо преодолеть. Они ведут себя так, будто постоянно продвигают собственные идеи, словно делая ставки на скачках, все время желают «правильному» коню прийти первым.
Этот процесс никогда не завершается. За каждым достигнутым горизонтом (если он вообще достигается) открываются лишь новые ожидания и стяжательские мыслей. Некоторые люди, если рушится их самая заветная мечта, проводят оставшуюся жизнь в чудесном, сказочном мире «А-как-могло-бы-быть».
Почему бы ежедневно хотя бы по нескольку минут не отдыхать от этого процесса? Прекратите навязывать вселенной свои мнения. Есть состояние осознанности, предшествующее процессу мышления. Ищите его. Найти его можно путем достижения внутреннего покоя. Сделать это, разумеется, не легко, но в этом вам может помочь слушание.
Слушайте свои мысли. Слушайте то, что есть, а не то, что, по-вашему, должно быть. Настройтесь на то, чтобы увидеть все таким, каково оно есть. Приучайте свой ум принимать то, что просто есть.
Медитация составляет противоположность навязыванию миру своей воли. Отключайтесь хотя бы на несколько минут от строительства планов и проектов на будущее, но становитесь при этом более, а не менее сознательными. Как я советовал вам действовать спокойно, точно так же в моменты покоя будьте динамично осознанны.
Начиная успокаиваться, вы можете испытать искушение пассивно соскользнуть в своего рода полусознательное состояние. В этом состоянии есть что-то умиротворяющее, как во сне. Покой этот, однако, непостоянен и не обновляет дух. В отличие от сверхсознания, он не может улучшить вашу жизнь. Покой, принесенный из подсознания, снижает ваш энергетический уровень и силу воли, подчиняя вас условиям, над которыми вы должны обретать контроль. Чтобы подняться над жизненными бурями, а тем более усмирить их, нужна сильная воля, генерирующая мощную энергию.
Не ищите покоя, уподобляясь женщине, о которой после смерти ее мужа говорят: «Она прекрасно переносит это. Врач дал ей успокоительные, и она почти не сознает происходящего с ней». Относительная бессознательность не приносит ни победы, ни долговременного облегчения.
Покой, рожденный в глубокой медитации, позволяет достичь высокой степени осознанности, а значит, воли и энергии, недоступных на более низких уровнях. Это позволит вам оставаться спокойными во время интенсивной активности, а также встречать и принимать жизненные испытания разумно и с пониманием.
Поэтому вы должны поставить себе целью все время оставаться «активно спокойными и спокойно активными».
Чтобы развить внутренне спокойствие, внимательно слушайте внутреннее безмолвие. «Слушание» в данном случае синонимично полному осознанию, заключающемуся в том, чтобы не уноситься пассивно с потоком мыслей, а воспарять к высотам осознанности.
Нет предела высотам, которых можно достичь в состоянии сверхсознания. Оно естественно для всех, хотя лишь немногие испытывали его когда-нибудь (как в индийском писании «Бхагавадгита» говорит Шри Кришна: «Из тысячи лишь один ищет Меня».) Тем не менее, у многих появлялись проблески сверхсознания в моменты внутреннего спокойствия или во сне. Медитация же представляет собой средство настройки ума на сверхсознание, а со временем позволяет и войти в него. Все, что нужно для достижения этого уровня осознанности — разогнать туман умственной неугомонности и беспокойства.
Сверхсознание — это тот аспект ума, который настроен на великий поток жизни. В достижении сверхсознания вам поможет знание о том, что у него есть определенное представительство в мозгу. Расположено оно в лобной доле большого мозга, за лобной костью, в точке между бровями. Устремляя в эту точку свой внутренний взор и концентрируясь на ней в состоянии глубокого спокойствия и расслабления, вы со временем полностью осознаете этот высший аспект своего существа.
Как я уже говорил, слушание подразумевает восприимчивость ума. Чем выше ваша сознательная восприимчивость, тем глубже становится ваша медитация и тем большее удовлетворение она вам приносит. Благодаря восприимчивости вы начнете понимать свою связь со всей Жизнью. Дело в том, что люди подобны ряби на поверхности океана существования. Наша видимая разделенность — всего-навсего иллюзия, порождаемая эго-сознанием и подкрепляемая приверженностью к предубеждениям.
Играющий ребенок, женщина, оплакивающая чью-то недавнюю смерть, молодые влюбленные, весело бегающие по пляжу, старик, задремавший в парке на лавочке, трепетно перебирая свои воспоминания, — все это часть вашей собственной более широкой реальности!
Вы не просто Джо или Салли Грин, которым нужно починить крыльцо, отправиться в выходные за покупками, навести порядок в доме, оправить детей в школу или подготовить деловой контракт. Вы — все эти люди и гораздо больше. В своей более широкой реальности вы — океан самой Жизни!
Благодаря отзывчивости, восприимчивости в чувствах и мыслях вы разовьете интуицию, характерную для сверхсознательной жизни.
Поэтому слушайте. Будьте восприимчивы и спокойны. Не расслабившись и умом, и телом, вы не сможете достичь глубокой концентрации и настоящей восприимчивости.
Вопросы и ответы
Вопрос: Можете ли вы посоветовать что-нибудь, что поможет мне лучше сознавать свои мысли во время медитации?
Ответ: Важно не погружаться в них. Не уподобляйтесь слабому пловцу, которого уносит сильное речное течение. Мысленно стойте на берегу, наблюдая, как река течет мимо вас. Спокойно следите за потоком, мысленно отделяя себя от него.
Представьте себе, что берег, на котором вы стоите, находится у вас в области затылка, в районе продолговатого мозга (там расположен центр эго-сознания). Из этой точки наблюдайте, как мимо вас текут ваши мысли и чувства. Наблюдая, пытайтесь осознать, что не только ваши мысли преходящи, но и ваши представления о том, что для вас важно. Ничто в жизни — ни мысли внутри вас, ни обстоятельства вовне — не является жестко фиксированным. Какая-то мысль, чувство или обстоятельство кажутся вам неизменными лишь потому, что зацепились за выступающий камень вашей привязанности. Позвольте течению отцепить их от этого камня, освободитесь от них. Посмотрите, как объект вашей привязанности вновь уносится прочь.
Постепенно отделите свои чувства от бесконечного потока. Спокойно посмотрите на противоположный берег. Считайте, что этот берег расположен в центре сверхсознания, в точке между бровями. Устремитесь туда, в царство свободы от всех земных проблем, избавьтесь навсегда от «всей этой заблудшей и черной орды» наваждений.
Вопрос: Будет ли полезно слушать и реку?
Ответ: Конечно. Слово «слушание» я использовал в этой книге отчасти и для того, чтобы усилить у вас чувство полного погружения в медитацию. Не только наблюдайте за рекой — слушайте ее. Слушайте, как плещутся у берега ее волны. Обоняйте ее воду, даже попробуйте ее на вкус. Сделайте ее в своем воображении как можно реальнее.
Вопрос: Но действительно ли полезно представлять себе объекты? Нет ли здесь опасности самообмана? Я имею в виду, не рискуем ли мы в медитации поднять из подсознания в ум ложные образы, которые будут выдавать себя за реальность? Мне кажется, что в спокойном уме проще возникают галлюцинации. Быть может, в этом и состоит преимущество того состояния, против которого Вы нас предостерегали — состояния беспокойства?
Ответ: Вы попали в саму точку! Одной из опасностей на пути медитации, которые описывает Патанджали, тысячи лет считающийся авторитетом в йоге, представляют «ложные видения».
Проблема, однако, не в самом воображении, которое может оказать бесценную помощь на пути духовного совершенствования, как и во всех видах творчества. Проблема заключается, скорее, в недисциплинированном воображении.
Сознательный ум находится под постоянным влиянием подсознательного. Это влияние даже усиливается, когда ум находится в состоянии беспокойства. И хотя он не настолько сосредоточен на своих страхах и устремлениях, чтобы они обрели галлюцинаторные формы, его постоянно одолевают какие-то необоснованные идеи. Эти идеи поднимаются на сознательный уровень из подсознания. Люди усматривают злой умысел в безобидных словах или верный признак неудачи во временной задержке. Если сознательный ум пассивен и открыт для внушений, он легко поддается влияниям, которые не всегда конструктивны. Если во время медитации он праздно уносится куда-то, что может легко произойти без активного участия воли, то в сознании начинают возникать чисто субъективные образы, не имеющие никакого отношения к сверхсознанию. Этот процесс представляет собой своего рода сон сознания. Благодаря активному развитию воображения, однако, сознательный ум удерживается в состоянии более динамичной осознанности. Это позволяет контролировать внушения со стороны подсознания.
Художественное творчество тоже может служить «приручению» подсознательного ума. При этом важно, чтобы художник контролировал внушения подсознания, а не просто открывал им свой сознательный ум. Метод прост: предложите сверхсознанию любую мысль, которую вы хотите облечь в художественную форму, а затем пригласите подсознание к взаимодействию с этим высшим вдохновением.
Наукой установлено, что люди, занимающиеся каким-либо видом творчества, развивают те зоны мозга, которые участвуют в этой активности. Композиторы и музыканты развивают слуховые, художники и скульпторы — зрительные зоны, но это не значит, что их талант объясняется только предварительным развитием этих областей.
Глядя на человека, занимающегося искусством, можно определить, художник он или музыкант. Если это музыкант, то его энергия направлена преимущественно на слуховое восприятие, если же это живописец — то на зрительное. Я даже заметил, что у ювелиров часто бывают необычно яркие глаза. А писатели и композиторы, кажется, концентрируют свою энергию преимущественно на внутренних зрении и слухе.
Таким образом, визуализации, связанные с каким-либо аспектом духовного поиска, развивают соответствующие зоны мозга. Например, визуализации, направляемые в точку между бровями, способствуют развитию этой области лобной доли мозга. Чем дольше вы сможете концентрироваться на ней, тем скорее вы получите истинный, сверхсознательный опыт.
Вопрос: Если я не Джо или Салли Грин или кто бы то ни было еще, то почему же мне кажется, что мое тело и личность полностью определяют мою сущность? В самом деле, разрушив эту индивидуальность, я разрушу само свое естество, разве не так? Как я могу разрушить этот мозг, полностью не утратив при этом сознания? Разве сознание как таковое не зависит от работы мозга?
Ответ: Это большое заблуждение, свойственное современным людям, особенно представителям науки. Мозг не способен создать сознание, как не способен создать его компьютер, работу которого так часто сравнивают с работой человеческого мозга. Напротив, сознание предшествует образованию и мозга, и тела — мышление является результатом работы сознания, а не наоборот.
Сознание предшествует и проявлению эго. Реальность жизни включает в себя реальность души. Душа обладает непреходящим сознанием, а эго, как волна на поверхности океана, есть лишь проявление более глубокой осознанности души. Парамаханса Йогананда говорил, что эго — это «душа, отождествленная с телом». В состоянии экстаза в конце концов происходит выход за пределы эго. Как сказал Иисус Христос: «Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:24). Другими словами, сознание малого «я» следует принести в жертву ради постоянно расширяющегося осознания бесконечности. Призыв к мученичеству, который усматривало в этих словах большинство первых христиан, бледнеет перед призывом к полному преодолению эго. Самореализация — это сознательная реализация единства с неиссякаемым Источником жизни.
Вопрос: Но в таком случае эго, как утверждают многие духовные писатели, действительно наш смертельный враг?
Ответ: Да, оно наш враг, но и друг тоже. Это зависит от того, стремимся ли мы в жизни к более полному пониманию или хотим навечно застрять на нынешней ступени духовной эволюции. Если мы выбираем путь расширения границ нашей реальности, то эго наш друг, помогающий нам поддерживать связь с нашим истинным «Я» — душой. Если же, напротив, мы, ограничивая себя, склоняемся к эгоизму и мелочности, то эго наш враг, в силу самой своей сути отдаляющий нас от того, чем мы в действительности являемся.
Душа, а не эго, является нашим истинным «Я». Приземленность подавляет, но не может уничтожить душу. У эго есть выбор: оно может выбрать либо ограниченность, а с нею и страдание, либо обратиться к безграничной свободе и радости.
Визуализация
Продолжим визуализацию, начатую в первых двух главах.
Вновь представьте себя на той же сельской дороге. Слушайте пение птиц. Ощутите, как вся Природа отражает устремления вашей души.
Теперь дорога идет под уклон и в конце концов приводит вас на берег реки. Река слишком широка и глубока, чтобы легко переправиться на тот берег.
Остановитесь на берегу и понаблюдайте, как она несет мимо вас свои воды: быстро или медленно, зависит от состояния вашего ума, ибо река тоже является частью вашего существа, а ее течение — это ваши мысли и чувства.
Взгляните на другой берег и постарайтесь увидеть там следующую стадию своего прерванного ненадолго пути. Дорога на том берегу манит вас вдаль, к сверкающему закату, бросающему золотой свет на величественные горные пики. Сердце зовет вас туда, ибо вы видите там царство покоя и вечной свободы от прошлых уз и боли.
Представьте, что место на берегу, где вы стоите, расположено у вас в области затылка, в районе продолговатого мозга в основании черепа, а царство свободы на другом берегу — в точке между бровями. Река «протекает» посередине мозга, между этими двумя зонами. Смотрите на расположенное на другом берегу царство и старайтесь обращать лишь самое незначительное внимание на отделяющую вас от него воду. Не отождествляйтесь слишком тесно с тем, что навсегда уходит.
Вы знаете, что вам нужно как-то переправиться через реку мыслей и чувств, обусловленных эго. Но как это сделать? Один из способов заключается в том, чтобы со спокойной внутренней отрешенностью наблюдать за тем, как река постепенно пересыхает, потому что вы больше не питаете ее водой. Когда русло высохнет, вы сможете просто пройти по нему пешком.
Но есть еще один способ — можно с помощью волевого усилия направить мощную энергию и разделить поток, образовав в нем свободный проход.
А пока избавляйте ум от мешающих вам мыслей и чувств. В нем не должно оставаться никаких препятствий вашему движению к душевной свободе.
Статья использована с ресурса ananda.ru